Одигитриевский кафедральный собор

Кафедральный собор на центральной улице города, отправная точка городских улиц

Название

Одигитриевский кафедральный собор, собор Иконы Божией Матери Одигитрии

Одигитриевский собор
pinterest button Одигитриевский собор Наталия Мясникова, CC BY-SA 3.0

Местонахождение

г. Улан-Удэ, ул. Ленина 4

Описание

Композиция Одигитриевского собора является простым, двухэтажным вариантом типа, когда на продольную ось последовательно нанизаны лестница, колокольня, трапезная, храм и апсида. Их объемы, разные по величине и архитектурной значимости создают единый организм с габаритами в плане 47,70×13,20 м.

Высотные части Одигитриевского собора отчетливо и заметно контрастируют между собой, как говорят архитекторы, находятся в некотором динамическом напряжении. 

Объёмно-пространственная композиция Богородицкого (Одигитриевского) собора является вариантом широко распространенной схемы, восходящей к культовому зодчеству Северо-Восточной Руси конца XVII в. Она характерна органическим объединением церкви и колокольни. В дальнейшем так строились все каменные церкви Забайкалья до середины XIX в. 

Простая внутренняя структура отчетливо проявляется во внешнем облике здания. Невысокий нижний этаж предназначался для «теплой» зимней церкви, верхний – для летней (неотапливаемой).

Вход в верхний храм осуществлялся по крутой монументальной лестнице, расположенной по оси здания, через второй этаж колокольни, а в нижний – через первый этаж колокольни с северной и южной ее сторон.

В каждом случае помещения колокольни выполняли функции сеней. Такое построение препятствовало проникновению холодного воздуха внутрь помещения для молящихся, поэтому этот прием получил широкое распространение в Сибири. 

Основу композиционно-пространственной структуры составляет взаимодействие высотных объемов колокольни и церкви, соединенных более низким и широким объемом – трапезной. Хотя колокольня и выше церкви, их объемы примерно уравновешиваются по массе и силуэту.

Мощному устремлению шпиля колокольни ввысь противопоставляется более спокойный и изящный взлет ярусного завершения церкви. Трапезная при этом играет роль инертной вставки, объединяющей своей массой и сдерживающей динамику высотных объемов.

Шлемовидный купол переходил в широкое основание для приплюснутой луковицы барочного очертания и заканчивался очень узким шпилем с луковичкой и крестом. После перестройки над низким шлемовидным куполом на узком небольшом основании вырос стройный шпиль, имеющий лишь слегка выраженное расширение в нижней части, напоминающее луковку. Шпиль заканчивался небольшим шаром с крестом. Таким образом, различия в характере венчающих частей церкви и колокольни были сознательно усилены. 

Архитектурное оформление окон ведет свою родословную от искусства резьбы по дереву, мотивы которого перенесены на кирпичные детали фасадов. В архитектуре Одигитриевского собора несомненны проявляются элементы художественного направления, утвердившегося в архитектуре Северо-Восточной Руси с конца XVII в. и связанного с воздействием церковной культуры Украины и Белоруссии.

К традициям узорчатой архитектуры XVII в. прибавляются новые элементы: наивные волюты, упрощенно трактованные ордерные элементы. Отчетливое влияние барочных форм просматривается в трактовке частей, венчающих здание. Завершение колокольни (особенно после перестройки в 1870-х гг.) повторяет формы церковной и гражданской архитектуры барокко петровского времени.

Точки показа

Удачные точки показа (отмечены синими звездами)
pinterest button Удачные точки показа (отмечены синими звездами) Наталия Мясникова, CC BY-SA 3.0

Исторический фон

Верхнеудинский кафедральный Одигитриевский собор начал строиться в 1741 г., а закончилось строительство в 1785 г. Назван в честь Святой Девы Марии Одигитрии – «Путеводительницы». 

 Устройство фундаментов Одигитриевского собора не отличается основательностью. Инженерно-геологические условия площадки строительства неблагоприятные: мелкозернистые, насыщенные грунтовыми водами пески в качестве основания и наличие сейсмической опасности.

Неравномерные осадки отдельных частей собора еще в 1818 г. вызвали появление трещин в стенах и сводах. Во время землетрясений 1862 и 1885 гг. образовались новые трещины, лопнули железные стяжки сводов. Учитывая повышенную сейсмическую опасность территории города, и сегодня нельзя отмахнуться от сомнений в устойчивости конструкций собора. 

Одигитриевский собор является оригинальным памятником культовой архитектуры Сибири XVIII в. По гармонической уравновешенности частей, изысканности силуэта, пластической выразительности фасадов и деталей он является выдающимся сооружением. 

Собор был важнейшим элементом градостроительной композиции Верхнеудинска. Его положение приняли за исходную точку при определении сетки улиц па проектах планировки XVIII и XIX вв. Он замыкал своим силуэтом главную – Большую улицу Верхнеудинска (ныне ул. Ленина). До сих пор Одигитриевскцй собор сохраняет свое значение архитектурной доминанты для главной улицы и нижней исторической части Улан-Удэ. 

Храм воздвигнут вместо деревянной кладбищенской Богородской церкви. Церковь была деревянная одноэтажная и стояла южнее существующего собора. Место, где она находилась, было обозначено в соборной ограде каменным столбом с чугунным крестом наверху (не сохранился). 

Одигитриевский собор был заложен в 1741 г. Строительство затянулось более чем на 40 лет, и только в 1785 г. состоялось освящение храма иконы Божией матери Одигитрии на втором этаже здания. «Теплая» церковь во имя богоявления Господня на нижнем этаже была освящена ранее, в 1770 г. Собор является первым каменным сооружением Верхнеудинска. Сооружение собора было обусловлено заметным увеличением населения города благодаря развитию торгового обмена. В то же время после многолетнего перерыва, вызванного в каменном строительстве Сибири отправкой всех мастеровых на форсированную застройку Санкт-Петербурга, в середине XVIII в. от Тобольска до Восточной Сибири начинается подъем каменного зодчества, в первую очередь церковного. 

Собор был закрыт постановлением Президиума ЦИК Бурят-Монгольской АССР от 6 сентября 1929 г. После ликвидации прихода в соборе находились курсы стройкадров, затем с 1934 г. – антирелигиозный музей, еще позже – Краеведческий музей, который начал приспосабливать его для своих нужд. Здание было взято под охрану государства. В 1959–1961 гг. здесь производились реставрационные работы. До 1999 г. в помещении Одигитриевского собора располагались фонды Музея истории Бурятии им. М. Н. Хангалова. 

31 марта 1992 г. при соборе был зарегистрирован православный приход и начаты работы по благоустройству прилегающей территории. 1 августа 1995 г. вышел указ Президента Республики Бурятия Л.В. Потапова №180 о поэтапной передаче собора под управление Русской Православной Церкви. 

23 мая 1996 г. во время празднования Вознесения Господня на колокольне собора были установлены 6 колоколов. 

С 1997 г. в день празднования Смоленской иконы Божией Матери, именуемой «Одигитрия» («Путеводительница»), проводится крестный ход от Свято-Троицкого храма к Одигитиевскому собору с последующим богослужением. 30 октября 1999 г. замироточила икона Божией Матери «Одигитрия». 

20 декабря 1999 г. приходу официально был передан нижний придел во имя Богоявления Господня. Здесь 26 марта 2000 г., впервые за 70 лет после закрытия, была совершена Божественная литургия. В сентябре 2004 г. митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл освятил верхний придел главного собора Бурятии. 

Портфель экскурсовода

Вид на город с колокольни Одигитриевского собора, 1908г.
pinterest button Вид на город с колокольни Одигитриевского собора, 1908г. Бурлаков, Public Domain
Вид на Одигитриевский собор с южной стороны
pinterest button Вид на Одигитриевский собор с восточной стороны Архив, Public Domain
Алтарь нижнего предела до 1920-х гг.
pinterest button Алтарь нижнего придела до 1920-х гг. Архив, Public Domain

Источники

  1. Государственный список недвижимых памятников истории и культуры Республики Бурятия. – Улан-Удэ, 1999. 
  2.  Минерт Л.К. Памятники архитектуры Бурятии. – Новосибирск: Наука, 1983. – С. 21-25. 
  3.  Гурьянов В.К. По Большой, Большой-Николаевской: из истории улиц Верхнеудинска. – Улан-Удэ : изд-во БНЦ СО РАН, 1998. – 160 с. 
  4. Л.Г. Орлов. Верхнеудинская спасская церковь 1696—1930. Исторические сюжеты. — Иркутск, 2012. — 216 с.: ил.
  5. Храмы Бурятии. Фотоальбом. Издательство БНЦ СО РАН: Улан-Удэ, 2014 г.
  6. http://uud.cerkov.ru/o-xrame/

Сохранность объекта

Хорошая

Охрана памятника

Принят на государственную охрану Постановлением Совета Министров РСФСР от 30.08.1960 г. за №1327. 

Дата составления карточки экскурсионного объекта; фамилия составителя

30.11.2014, Тюкавкина Анастасия Юрьевна, Протопопова Ирина Витальевна

Полезная информация

Одигитриевский кафедральный собор, собор Иконы Божией Матери Одигитрии

Стоимость посещения

бесплатно

Часы работы

  • 8:00-20:00
  • Службы с 8:00 до 10:00, с 16:00 до 18:00

ШПАРГАЛКА

Даты постройки: начало в 1741 г., окончание строительства в 1785 г., 44 года работ

Габариты постройки: 47,70×13,20 м в плане

Назван в честь Святой Девы Марии Одигитрии (греч.)– «Путеводительницы».

Освящена: нижний "теплый" предел во имя богоявления Господня в 1770 г., верхний "холодный" предел во имя иконы Божией матери Одигитрии в 1785 г.

Пострадал от землетрясений 1818 г., 1862 и 1885 гг., появились трещины.

Собор был закрыт постановлением Президиума ЦИК Бурят-Монгольской АССР от 6 сентября 1929 г.

С 1929 г. после ликвидации прихода в соборе находились курсы стройкадров.

С 1934 г. – антирелигиозный музей, еще позже – Краеведческий музей.

В 1959–1961 гг. здание было взято под охрану государства, проводятся реставрационные работы.

До 1999 г. в помещении Одигитриевского собора располагались фонды Музея истории Бурятии им. М. Н. Хангалова.

31 марта 1992 г. при соборе был зарегистрирован православный приход

1 августа 1995 г. вышел указ Президента Республики Бурятия Л.В. Потапова №180 о поэтапной передаче собора под управление Русской Православной Церкви.

23 мая 1996 г. во время празднования Вознесения Господня на колокольне собора установлены 6 колоколов.

С 1997 г. в день празднования Смоленской иконы Божией Матери, именуемой «Одигитрия» («Путеводительница»), проводится крестный ход от Свято-Троицкого храма к Одигитиевскому собору с последующим богослужением.

30 октября 1999 г. замироточила икона Божией Матери «Одигитрия».

20 декабря 1999 г. приходу официально был передан нижний придел во имя Богоявления Господня. Здесь 26 марта 2000 г., впервые за 70 лет после закрытия, была совершена Божественная литургия.

В сентябре 2004 г. митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл освятил верхний придел главного собора Бурятии. 
Уникальность: первое каменное сооружение города. Подобных церквей всего три: в Иркутске - церковь Спаса, в село Посольское Кабанского района - Спасо-Преображенский собор.

ИНТЕРЕСНО

Святыни

Список Смоленской иконы Божией Матери Одигитрии — предположительно написан в конце XVIII-начале XIX века уральскими мастерами; передан храму в апреле 1996 года Вадимом Павловичем Уризченко; с 30 октября 1999 года в течении двенадцати суток мироточил .

О русских церквях

М. Алексеев о русских церквях: "Как белая птица, ее златые главы должны рождать восторг и трепет у проходящего и взглянувшего на нее - слезу восхищения, и чтобы сами собой слетали с губ горячие лова: "Это действительно храм Божий!"

Икона Одигитрия

Икона Божией Матери Одигитрия издавна считается покровительницей честных торговцев и путешественников. Верхнеудинск находился на торговых путях из Европейской части России в Китай и Нерчинский край. Благодаря выгодному географическому расположению Верхнеудинская ярмарка стала крупнейшей ярмаркой Забайкалья. Поэтому забайкальское купечество выделяло деньги на строительство собора, а позднее на его содержание и ремонт. С середины XIX века имена жертвователей записывали в Клировую ведомость. Это была самая богатая по убранству церковь в городе, поскольку купцы щедро жертвовали и много содействовали в приобретении церковной утвари. 

Об храмовой иконе Одигитрия

Анатолий Жалсараев об Иконе Божией Матери Одигитрии: "Таких икон с образом Божией Матери Одигитрии Смоленской при соборе в 1929 году (при конфискации) было несколько. Если посмотрите мою книгу о храмах (с. 238) только серебряных позолоченных риз было конфисковано две. Так как освящение Одигитриевского придела было 3 мая 1785 года епископом Иркутским Михаилом, то скорее всего он с собой и привез с Иркутска такую икону, а уж впоследствии разные именитые люди могли дарить или завещать такую икону собору. Где-то у меня есть опись конфискованных икон из собора и я точно помню, по крайней мере, таких икон было 7 или 8."

Антирелигиозный музей

Поскольку в здании собора в 1930-е годы был организован антирелигиозный музей, и в нем хранились разные культовые предметы, иконы, хоругви, распятия, скульптуры Будды, танка, собранные с церквей и дацанов всей Бурятии. Большой буддийской реликвией был Сандаловый Будда (Зандан Жуу).  Для все еще верующих это имело огромное значение. Случалось очевидцам рано утром, пока на улице никого нет, увидеть возле храма украдкой простирающегося буддиста или молящегося православного...

В годы ВОВ в Июне 1942. В Антирелигиозном музее БМАССР развёрнута выставка «Великая Отечественная война» (Культурное строительство…, с. 223).

Колокол и самая старая книга

В середине 1860-х годов большой колокол собора имел вес 105 пудов 7 фунтов. Самой старой книгой библиотеки был церковный устав 1700 года, напечатанный в Москве. Главным художественно-декоративным элементом храма были золоченые резные иконостасы.

Приход храма

В годы Первой мировой войны приход ухаживал за ранеными и собирал средства для нужд фронта.

В 1914 г. в приходе числилось 1833 жителя мужского и 1815 женского пола.

Краеведу

Записка от экскурсоводов